Досуговый комплекс «Современник», г. Каменск-Уральский

Особенности детей-инвалидов и их социальные проблемы

нвалидность является одной из важнейших социальных проблем в мире. По данным Всемирной организации здравоохранения число инвалидов на планете составляет около 15 % населения земного шара [1]. В настоящее время перед современным обществом остро стоит вопрос об эффективном решении проблем инвалидов.

В Рекомендациях Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 5 мая 1992 года под инвалидностью понимаются ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами. Барьеры не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества [8].

Профессор М.Г. Муравьёва поясняет, что в средние века в европейских странах инвалидность рассматривалась как некое неизменное состояние, вызванное действием сверхъестественных сил, как правило, наказанием за грехи. С такими людьми не имели контактов и их опасались. Инвалидность использовалась для оправдания и закрепления общественного неравенства, также у инвалидов отсутствовали гражданские и политические права [5, с. 157-160].

Согласно Декларации ООН о правах инвалидов, инвалид – это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его или ее физических или умственных возможностей [2].

Определяет инвалида Федеральный закон от 24.11.1995 № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», как лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты [10].

Исследователь С.А. Музыкина затрудняется найти подходящее выражение определению инвалид. Известно, что их называют «люди с ограниченными возможностями», хотя в век информационного общества этот вопрос считается спорным так как, например, человек с инвалидностью ограничен только в свободе передвижения, но не во внутренней свободе. Внутренняя свобода включает в себя возможность работать, получать любую информацию, не выходя из дома. Также их называют «людьми с особыми потребностями». Особые потребности – это нужды, которые необходимы человеку с инвалидностью, чтобы максимально обеспечить себе безбарьерную жизнь. Обществу трудно понять инвалидов, сложно находиться рядом с ними, люди не знают, как с ними взаимодействовать [4, с. 58-59].

Исходя из перечисленных выше трактовок, инвалид – это лицо, которое не способно в силу физических или психических ограничений в полной мере вести полноценный образ жизни.

Люди, имеющие инвалидность, имеют множество функциональных затруднений в результате заболевания, отклонений в развитии, состояния здоровья, внешнего вида, вследствие того, что окружающий мир недостаточно приспособлен к их особым нуждам, из-за стереотипов общества в отношении к инвалидам. Человека инвалидом делает не столько состояние его здоровья, сколько неспособность его самого и общества организовать полноценное развитие и функционирование в современном мире.

В соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации «Об утверждении разъяснения «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности» от 15.04.2003 № 17, причинами инвалидности являются:

общее заболевание;

инвалид с детства;

профессиональное заболевание;

трудовое увечье;

военная травма;

заболевание получено в период военной службы;

заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС;

заболевание связано с аварией на ПО "Маяк";

заболевание связано с последствиями радиационных воздействий;

заболевание (травма, увечье, ранение), полученное при исполнении обязанностей военной службы, связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска и др. [6].

В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» представлены три группы инвалидности, в зависимости от степени нарушения здоровья человека, которое приводит к значительной или частичной потере профессиональной трудоспособности или заметными затруднениями в жизни. Выделяются три группы инвалидности:

Первая группа инвалидности устанавливается в случаях, если инвалид не может сам себя обслуживать, нуждается в постоянной помощи, уходе, надзоре. Критерием для определения первой группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким, значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Основанием для установления второй группы инвалидности являются значительно выраженные нарушения функций организма, которые не вызывают необходимости в постоянной помощи посторонних лиц (уходе или надзоре), но которые приводят либо к полной или продолжительной нетрудоспособности, либо к состоянию, когда отдельные виды труда доступны в специально созданных условиях.

Третья группа инвалидности устанавливается, если у человека имеются хронические заболевания или анатомические дефекты, что приводит к значительному снижению трудоспособности.

Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Детям-инвалидам не устанавливается группа инвалидности. Они признаются инвалидами на основании медицинских показаний, перечень которых утверждён Министерством здравоохранения [10].

По данным Конвенции ООН о правах инвалидов, государства-участники обеспечивают, чтобы дети-инвалиды имели право свободно выражать по всем затрагивающим их вопросам свои взгляды, которые получают должную весомость, соответствующую их возрасту и зрелости, наравне с другими детьми и получать помощь, соответствующую инвалидности и возрасту, в реализации этого права [3].

Исследователь И. В. Хлыбова считает, что детская инвалидность – это не проблема общества, по её мнению, это вообще не проблема. Это другая жизнь семьи, где родился такой ребёнок, которому требуются особые потребности и уход [11, с. 49-51].

Профессор Г.Г. Саитгалиева выделяет основные факторы, которые влекут возникновение инвалидности у детей:

Ухудшение экологической обстановки;

Неблагоприятные условия труда женщин;

Рост травматизма;

Высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей [9, с. 144-148].

Анализируя сказанные выше факторы, можно сделать вывод, что причины возникновения инвалидности с детства исходят из внешних условий окружающей среды и во многом зависят от родителей ребёнка.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации «О порядке и условиях признания лица инвалидом», дети-инвалиды страдают заболеваниями, такими как:

тяжёлые поражения опорно-двигательного аппарата;

врождённое и приобретённое слабоумие;

врождённая глухота;

болезни нервной системы;

болезни органов дыхания;

злокачественные новообразования;

врождённая патология конечностей;

церебральный паралич в различной форме;

офтальмологические нарушения и т.д. [7].

Дети-инвалиды наиболее социально незащищённая группа инвалидов, которые имеют в отличие от взрослых инвалидов ряд специфических потребностей и, следовательно, проблем.

 

Рисунок 1. Социальные проблемы детей-инвалидов

 

Социальная и экономическая зависимость детей–инвалидов приводит к тому, что в будущем большая часть таких детей с трудом адаптируется к самостоятельной жизни. Негативное общественное мнение вырабатывает у инвалидов заниженную самооценку и неспособность адекватно оценивать свою личность. Трудности передвижения по городу связаны с плохими условиями для перемещения в архитектурных сооружениях, транспорте и т.п., что приводит к изоляции инвалида. Несовершенство законодательной базы не даёт детям-инвалидам в полной мере получить социальной поддержки и защиты от государства.

К социальным проблемам также нужно отнести, что жизнь ребёнка-инвалида проходит в условиях полного или частичного отсутствия взаимодействия с обществом. Социальное развитие такого ребёнка отличается от образа жизни здорового ребёнка. Ребёнок-инвалид независимо от наличия у него физических или умственных ограничений должен быть включен в сферу общения со сверстниками, но окружающие часто стараются избегать взаимодействия с инвалидами. В таком случае возникает ситуация рассогласованности между необходимостью осуществления достойной жизни ребёнка и невозможностью её полноценной реализации.

Рождение ребёнка-инвалида в семье является большим потрясением, приводит родителей в стрессовое состояние, состояние беспомощности, нередко это служит причиной распада семьи, что сказывается на психике ребёнка.

Углубление социальной отчуждённости детей-инвалидов происходит за счёт длительного пребывания таких детей в интернатах, где ограничен социальный опыт, а общаются дети с себе подобными. В подобной обстановке у детей-инвалидов задерживается развитие социальных и коммуникативных навыков, формируется достаточно неадекватное представление о мире. Но если поместить их в адекватную среду развития, то их интеллектуальные способности могут резко измениться.

Остаётся сложной проблема получения образования детьми – инвалидами. Плохо осуществляется информационное обеспечение проблем инвалидности, вовлечение детей в социокультурную среду. Но наряду с этим разрабатывается современная система, обучающая детей с умственными и физическими ограничениями.

Итак, очень важно, чтобы уделялось значительное внимание интересам детей-инвалидов, и они имели возможность в полной мере получать социальную поддержку и защиту от государства. Общество должно создать такие условия, которые были бы удобны всем, в том числе и детям-инвалидам. Представляется очень важным акцентировать как важную актуальную тему переход от медицинской модели инвалидности к социальной. Это значит, что не инвалид и его семья должны пристраиваться или находить себя в обществе, а социум должен создать такие условия, которые были бы удобны всем. Это легко декларировать, но для достижения требуется переосмысление всех основных подходов к решению проблемы.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Соловьёва Е.А. ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ИХ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ // Научное сообщество студентов XXI стол

Доступность для инвалидов
Во время посещения сайта МАУК «ДК Современиик» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее
Хорошо